Модель кеневин (или фреймворк кеневин, Cynefin framework) — позволяет лучше понять причину провала сроков в планировании и решения, которые следует предпринять для снижения рисков.

Исследования специалистов в области управления показывают, что гибкие подходы в целом и аджайл в частности лучше всего использовать там, где они больше всего подходят, например, в условиях запутанной среды, когда причинно-следственные связи не понятны, когда мы имеем дело с высоким уровнем неопределенности и когда внешние условия постоянно меняются.

Введение в Cynefin Framework

Модель Киневина (Cynefin Framework) представляет собой управленческую концепцию, которая помогает принимать решения в зависимости от условий среды, в которой находится управленческая система. Модель была разработана в начале 2000-х годов в IBM (Дейв Сноуден) и опирается исследования теории систем. Cynefin в переводе с валлийского означает прибежище, среда обитания, привыкший, знакомый.

Модель Киневина предлагает пять основных контекстов принятия решений, пять условий среды, в которых может находится система:

  1. Простая упорядоченная среда
  2. Сложная упорядоченная среда
  3. Запутанная среда
  4. Хаотичная среда
  5. Беспорядочная среда

4 типа контекста в модели Кеневина

Простой упорядоченный контекст

Причинно-следственные связи ясны и однозначны — используем лучшие практики.

Оптимальный метод управления: Waterfall

Особенности:

  1. Повторяющиеся процессы
  2. Очевидные причинно-следственные связи
  3. Управление основано на фактах

Подходы и методы управления:

  1. Осознай — Категоризируй — Реагируй
  2. Убедитесь, что настроены правильные процессы
  3. Делегируйте
  4. Используйте лучшие практики
  5. Нет необходимости в постоянных коммуникациях

Риски:

  1. Удовлетворенность и комфорт
  2. Желание упросить сложные проблемы
  3. Эффект замыливания мышления
  4. Нет сомнения в правильности полученной информации
  5. Чрезмерное улучшение лучшими практиками, даже если ситуация меняется существенно (переход в другую среду/контекст)

Как реагировать?

  1. Создайте каналы коммуникаций для реализации изменений
  2. Исключите микроменеджмент
  3. Не старайтесь упростить ситуацию
  4. Выделите преимущества и ограничения использования лучших практик

Сложный упорядоченный контекст

Причинно-следственные связи существуют, но не всегда очевидны — используем хорошие практики.

Оптимальный метод управления: PMI, RUP, Prince2 и т. д.

Особенности:

  1. Требуется привлечение экспертов
  2. Причинно-следственные связи обнаруживаются, но не очевидны
  3. Есть несколько правильных вариантов решений
  4. Управление основано на фактах

Подходы и методы управления

  1. Осознай — Проанализируй — Реагируй
  2. Создавайте группы экспертов
  3. Прислушивайтесь к противоречивым советам

Риски:

  1. Эксперты, уверенные в их общих решениях или эффективность прошлых решений
  2. Сложный анализ
  3. Принятие решений зависит от экспертных групп
  4. Мнения неэкспертов исключаются из анализа

Как реагировать?

  1. Привлекайте заинтересованных лиц и формируйте критичное мышление для борьбы с эффектом замыливания мышления
  2. Используйте игры и эксперименты для того, чтобы люди вышли за пределы привычного

Запутанный контекст

Причинно-следственные связи не ясны. Схожие действия приводят к разным результатам из-за внешних факторов. Поле для гипотез и экспериментов.

Оптимальный метод управления: Agile (Scrum, Kanban и т. д.)

Особенности:

  1. Постоянные изменения и непредсказуемость
  2. Нет правильных решений
  3. Неопределенность
  4. Несколько конкурирующих гипотез
  5. Потребность в творческом и инновационном подходе
  6. Управление на основе гипотез

Подходы и методы управления

  1. Исследуй — Осознай — Реагируй
  2. Создайте условия для проверки гипотез
  3. Увеличивайте уровень взаимодействия и коммуникаций
  4. Используйте методы, которые помогают генерировать идеи, например, открытые дискуссии и т. д.
  5. Используйте и отслеживайте метрики

Риски:

  1. Желание вернуться в привычный режим постановки задач и контроля
  2. Соблазн действовать до того, как гипотеза будет проверена 

Как реагировать?

  1. Будьте терпеливы и выделите время для размышлений (рефлексии)
  2. Используйте подходы, чтобы формировались и проверялись новые гипотезы
  3. Действуйте экспериментами (проверка гипотез маленькими шагами)

Хаотичный контекст (кризис, инновации)

Причинно-следственные связи отсутствуют. Это переходное краткосрочное состояние:
— к простой упорядоченной среде методами жестких ограничениями
— к запутанной среде при помощи точечных мер.

Используется кризисное (ручное) управление, поскольку экспертизу проводить некогда. Результат зависит от грамотности, смелости и
инновационности мышления конкретных управленцев.

Оптимальный метод управления: отсутствует и определяется по ситуации

Особенности:

  1. Высокая степень неупорядоченности и неопределенности
  2. Непонятны причинно-следственные связи, нет смысла искать правильные ответы
  3. Нужно принять много решений, нет времени
  4. Напряженность
  5. Управление на основе гипотез

Подходы и методы управления:

  1. Действуй — Осознай — Реагируй
  2. Ищите то, что работает вместо поиска правильных ответов
  3. Немедленные действия для восстановления порядка (распоряжения и контроль)
  4. Обеспечьте простые, понятные коммуникации

Риски:

  1. Применение ручного управления дольше, чем требуется
  2. Культ лидера
  3. Уменьшение возможности для инноваций
  4. Хаос не уменьшается

Как реагировать?

  1. Настройте механизм (например, отдельные независимые команды) для того, чтобы использовать разные возможности, возникающие в хаотичной среде
  2. Побуждайте участников вырабатывать новые точки зрения после того, как кризис, вызванный хаосом, уменьшился
  3. Работайте над тем, чтобы перевести систему из хаотичной в сложную упорядоченную

Беспорядочный контекст

Этот контекст особенно трудно распознать из-за множества конкурирующих вариантов. Рекомендация состоит в том, чтобы разбить её на составные части и определить к какому контексту относится каждая из частей.

Резюме

В этом мире не все всегда и везде, а кое что иногда и местами. В разных задачах следует выбирать разные подходы и решения.

Для простых задач использовать итерации и много совещаний — дорого.

А пытаться в запутанных задачах определить срок и обещать Клиенту результаты, которые будут далеки от реальности — опасно.

Потому важно адекватно оценивать тип задачи и те подходы которыми она будет решаться.

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *