У каждого из нас есть идеи, которые могут изменить мир. Качественная презентация может вдохновить твоих коллег, преподавателей и менеджеров менять его вместе с тобой. Тем не менее, более 90% презентаций, которые создаются ежедневно (а это более 30 млн.), убивают те идеи, которые за ними стоят.
Для того, чтобы разработать эффективный контент, нужно сначала подготовить сторилайн (план) презентации, а затем структурировать текст на слайдах.
В этом Вам помогут три принципа, которые знает каждый успешный спикер.
1. Принцип Минто
Принцип основан на построении «пирамиды» контента. Сначала следует кратко, но емко изложить всю суть — контекст, проблему и решение, которое ты предлагаешь. Затем рассказать про эти элементы с большей детализацией. Добавлять этапы детализации нужно до тех пор, пока не будут даны ответы на все потенциальные вопросы аудитории. Чтобы пирамидой было легко пользоваться, следует придерживаться пяти советов:
- В заголовок выноси главные идеи, избегай обобщений. Если в заголовке не будет отражен главный смысл слайда, то зритель начнет искать его в тексте и иллюстрациях. При таком сценарии аудитория часто приходит не к тому выводу, который спикер в него вложил.
- Строй «пирамиду» контента сверху-вниз. Это упростит добавление информации и не запутает тебя по дороге. Собирать крупицы смысла в большом объеме контента гораздо сложнее, чем обозначить главные тезисы вначале, а потом них углубляться.
- Информация на первом уровне «пирамиды» должна быть очевидна для зрителей. Чем лучше ты сформулируешь сжатый смысл презентации, тем меньше вопросов, требующих разъяснения, возникнет у аудитории.
- Все утверждения требуют обоснования до тех пор, пока вопросы к ним не исчезнут. Аудитория не сможет согласиться с твоими идеями, если у нее останутся вопросы. Заранее продумывай, какие вопросы могут прийти из зала и отвечай на них в контенте.
- Избегай повторения информации на разных уровнях пирамиды. Если необходимо повторить ключевые моменты – повторяй, но не увлекайся, это часто нарушает логику выступления.
Структура презентации
- Вступление. Часто его называют Executive Summary. Задача вступления – сжато отразить всю суть презентации.
- Основная часть. Она в деталях раскрывает все аспекты решения и детализирует вступление.
- Выводы. После каждой главы и в конце документа следует повторить ключевые идеи. Так ты логично донесешь их слушателям
2. Принцип S.M.A.R.T.
После разработки структуры можно приступать к контенту слайдов. Изначально принцип S.M.A.R.T. разрабатывался для постановки целей, но возможности его применения на этом не ограничиваются. S.M.A.R.T – это не то, как ты ставишь цели и даже не то, как оформляешь слайд с задачами. S.M.A.R.T. – это та идеология, с которой ты должен создавать каждую презентацию и каждый слайд.
- S – Specific. Каждая презентация и каждый слайд должен выполнять определенную задачу. Если ты видишь, что слайд не несет за собой ценность для зрителя – смело удаляй.
- M – Measurable. Факты и цифры помогут получить доверие аудитории и выступят в качестве аргументов для твоих идей.
- A – Attainable. Какой бы амбициозной ни была твоя идея, старайся объяснить ее достижимость, иначе можешь потерять контакт со слушателями.
- R – Relevant. Выбирай уместные способы отображения контента на каждом слайде.
- T – Time-bound. Работай в четких временных рамках. Показывай зрителю, на каком этапе проекта находишься и когда планируешь достичь реализации своей идеи.
3. Принцип MECE
Принцип заключается в том что все идеи, которые ты доносишь аудитории, должны быть:
- Взаимоисключающими. Пересечение идей вызовет ненужное дублирование информации, которая собьет с толку аудиторию. Старайся его избегать в своем тексте презентации.
- Совместно исчерпывающими. Идеи, которые ты освещаешь, должны затрагивать проблему целиком. Если что-то упустишь, то зритель обязательно это поймет и у него возникнет недоверие.
Вывод
Принципы Минто, S.M.A.R.T. и MECE помогут тебе создать лаконичный и эффективный текст для презентации. Главное – применяй их во всех своих проектах, и со временем ты обязательно увидишь результат.